Психология управления коллективом
Затрагивая вопрос психологии управления коллективом, то невольно понимаешь, что именно руководитель является главным субъектом и, одновременно, инструментом управления и руководства. А это значит, что именно руководитель ответственен за результаты возглавляемого подразделения. И прежде чем повысить эффективность коллективной деятельности, надо, что бы фонтан успеха – забил именно в руководителе. Так как, тот, кто ищет выходы – изменяя, что угодно, кроме себя, потратит жизнь на бесплодные усилия и преумножит беды. А значит, повышать эффективность взаимодействия с окружающими людьми поможет работа над самим собой, как руководителя.
Главная и действенная работа, которая поможет в управлении коллектива – это работа с собственными убеждениями. Так как именно они регулируют человеческое поведение. Убеждения – это самореализующиеся предсказания. В жизни вы и видите, и делаете, и получаете только то, в чем убеждены: «каждому по вере его». Ведь если вы считаете себя плохим водителем, вы среагируете на эту мысль плохим вождением, а поведение уже произведет результаты.
Е сли представить наш мозг как две половинки, которые регулируют всю нашу жизнь, то мы получим следующее: первая половина (назовем ее Думающая часть) может думать, что угодно – что Земля стоит на панцирях черепах, что душа бессмертна \ смертна \ вовсе не существует. Думающая часть даже может придумать себе болезнь, а вот вторая половина нашего мозга (назовем ее Доказывающая часть) – работает только по одному механизму – доказывает все, о чем бы ни думала Думающая сторона.
К ак это работает? Если Думающий думает, что Земля неподвижна и Солнце вращается вокруг Земли, Доказывающий организует восприятие так, что бы оно соответствовало этой идее. Другими словами, если Думающий придумывает – Доказывающий организует свидетельства по новому. Как мы видим, функция убеждения очень сильна – они стимулируют человека на непрерывный поиск их подтверждения. Человек всегда стремиться подтвердить свое убеждение на истинность, а не проверить истинно ли оно. То есть убеждения – это обобщения человека о себе самом, о мире, о взаимоотношениях других людей. Это помогает человеку делать мир предсказуемым (Пример: если мы видим большую собаку, и знаем, что все большие собаки злые, то мы, скорее всего, убежим). Мы всегда ведем себя так, что бы наши убеждения подтвердились.
Так же убеждения являются своего рода фильтрами – мы всегда замечаем только главное. Они структурируют переживания и говорят нам, что делать. Так же они заполняют разрывы в знаниях. Убеждения организуют по большому счету два вида поведения: от проблем (человек будет выполнять только те действия, что бы ни было проблем, быть не замеченным, не быть на виду) и к решению (это поведение обуславливает, что человек будет решать ситуацию, кокой бы сложной она не была).
Зная эту огромную роль убеждений, умелый руководитель задумается, а каковы его убеждения? Ведь если он думает, что люди не способны к работе, это значит, что он также будет думать и о своих работниках в частности. Если он будет думать, что не на кого нельзя положиться, он и не сможет ни на кого положиться. Есть очень много техник по работе с убеждениями руководителей. Ведь от того, как они смотрят на мир и на своих подчиненных – зависит эффективность их руководства, а значит и управление своим коллективом. Ведь работа со своими убеждениями, это лишь малая доля того, что можно сделать руководителю, который стремится грамотно управлять своим коллективом и при этом не выглядеть сухим, бессердечным начальником.
Психология отношений в коллективе читайте <<Здесь>>